X

Справочник

ТрансЭнергоТрейд

Словарь профессиональных терминов

В нашей сфере существует огромное множество различных профессиональных терминов. Их значение, в принципе, можно легко найти в техническом словаре или на просторах Интернета. Но очень часто люди, объединенные одной темой, начинают использовать разнообразные аббревиатуры и сокращения. Данная статья поможет тем, кто недавно столкнулся с вагонной тематикой и хочет быстро понять «язык железнодорожника»!

АБД ПВ - это автоматизированный банк данных технических паспортов вагонов.

Автосцепка - это автоматическое ударно-тяговое сцепное устройство, служащее для сцепления вагонов между собой. Единственная модель, используемая в вагоне СА-3.

Боковые рамы - это один из основных конструктивных элементов каркаса тележки 18-100, который служит для передачи нагрузки на оси тележки через буксовый узел. В средней части имеет проем для рессорного подвешивания, на концах - буксовый проем. Они объединяют в единую систему колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную балку и навесное тормозное оборудование. Изготавливается методом литья, с дополнительной механической обработкой и клепкой износостойких пластин. Поставляется по двум видам чертежа - 100.00.020-3сб и 100.00.020-4сб.

БР - это боковая рама - один из основных конструктивных элементов каркаса тележки 18-100, служит для передачи нагрузки на оси тележки через буксовый узел. Она объединяет в единую систему колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную балку и навесное тормозное оборудование. Важно отметить, что самой распространенной причиной схода грузовых вагонов является излом боковой рамы из-за внутренних литейных дефектов, которые под действием усталостного износа приводят к возникновению трещин. Именно поэтому, к боковым рамам предъявляются повышенные требования к качеству.

ВРЗ - это вагоноремонтный завод.

ВЧД - это вагонная часть депо, общее сокращение для всех депо.

ВЧДР - это вагонная часть депо по ремонту, в таких депо делают все виды плановых ремонтов.

ВЧДЭ - это вагонная часть депо по эксплуатации, в таких депо делают только текущие (отцепочные ремонты). К ВЧДэ относятся все ПТО (пункты технического обслуживания вагонов).

ГВЦ - это главный вычислительный центр ОАО «РЖД». Это единая база данных ОАО «РЖД», в которой содержатся все возможные сведения о вагонах и их собственниках.

ДР - это деповской ремонт, относится к плановому виду ремонтов и обычно проводится каждые 2 года.

ДС - это начальник станции.

ДСЗ - это заместитель начальника станции.

Думпкары - это грузовые вагоны для перевозки сыпучих грузов (уголь, руда, грунт, песок, щебень и др.) с автоматизированной выгрузкой, так же их называют вагоны-самосвалы.

ДЦФТО - это дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, общепринятое название – товарная контора. Есть на каждой ж/д станции, отвечает за отправку грузовых вагонов.

ИВЦ - это информационно-вычислительный центр ОАО "РЖД". Относится к ГВЦ. По запросу выдает справки на вагоны, один на каждой железной дороге.

Колёсные пары - это колёсная пара вагонной тележки воспринимает нагрузку от вагона и служит для направления движения вагона по рельсам. Колёсная пара состоит из цельнокатаных колёс, напрессованных на ось. На наружные концы оси через буксы и рессоры опирается рама тележки.

КП - это колёсная пара. Состоит из двух цельнокатаных колёс, напрессованных на одну ось (поэтому пара). На наружные концы оси через буксы и рессоры опирается рама тележки вагона.

КР - это капитальный ремонт, относится к плановому виду ремонтов и обычно проводится каждые 4 года.

КР - это капитальный ремонт

Надрессорные балки - это одна из основных деталей каркаса тележки модели 18-100. Это несущий элемент тележки, выполненный в виде пустотелой литой балки, опирающийся на рессорные комплекты, и снабженной подпятником (опорное соединение) со шкворнем (стержень - предохранитель саморазборки) и скользунами, что обеспечивает перераспределение нагрузок от кузова вагона на рессорные комплекты. Назначенный срок службы каркаса тележки до списания балки надрессорной – 30 лет. Назначенный срок службы до первого деповского ремонта – 2 года, до первого капитального ремонта – 8 лет. Установленная наработка на отказ – не менее 2 лет.

НБ - это надрессорная балка - это одна из основных деталей каркаса тележки вагона. Это несущий элемент тележки, выполненный в виде пустотелой литой балки, опирающийся на рессорные комплекты, в балку вставляется шкворень (стержень), на котором держится кузов вагона. Назначенный срок службы балки надрессорной – 30 лет.

НОНК - это новая ось новые колёса, другими словами, просто новая колесная пара.

ПА - это поглощающий аппарат - компонент автосцепного устройства, служащий для поглощения (демпфирования) основной части удара при сцепке вагонов. Все аппараты разделяют на четыре класса в зависимости от энергоемкости: T0 – пружинно-фрикционные аппараты (сейчас не используются); T1 – фрикционныеаппараты с комбинированными упругими элементами (самые распространенные, применяются на полувагонах, крытых вагонах и пр.); T2 – эластомерные аппараты (применяются на нефтебензиновых цистернах) и T3 – эластомерные поглощающие аппараты (самый высокий класс безопасности, применяются на химических цистернах).

ПВ - это полувагон - железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

ПЛ - это платформа - грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий (фр. plateforme, от plat — плоский и forme — форма).

Платформы - это грузовые вагоны открытого типа, предназначенные для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий (фр. plateforme, от plat — плоский и forme — форма).

Поглощающий аппарат - это компонент автосцепного устройства, служащий для поглощения (демпфирования) основной части энергии удара, а также для снижения продольных растягивающих и сжимающих усилий, передающихся через автосцепку на раму рельсового подвижного состава (вагон, локомотив). Конструктивно выполняет функцию буферов, но размещён внутри рамы. Усилия от автосцепки передаются через специальный тяговый хомут, благодаря которому поглощающий аппарат постоянно работает на сжатие.

Полувагон - это железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

ППЖТ - это промышленное предприятие железнодорожного транспорта. Частные компании, которые занимаются подачей и уборкой вагонов со станции на подъездные пути прочих предприятий.

ПТО - это пункт технического обслуживания вагонов.

СОНК - это старая ось новые колёса, другими словами, б/у отремонтированная колесная пара.

Тележка - это основной элемент ходовой части вагона, представляет собой сборнуюконструкцию из одной надрессорной балки, двух боковых рам и двух колесных пар. Самая ходовая тележка имеет обозначение 18-100 (это модель). Тележка модели 18-100 устанавливается на всех грузовых вагонах, за исключением рефрижераторныхвагонов и вагонов-термосов (в них используются тележки КВЗ-И2).

ТР - это текущий ремонт, проводится при отцепке вагонов в пути следования.

Хопперы - это саморазгружающиеся бункерные грузовые вагоны для перевозки массовых сыпучих грузов: цемента, зерна, минеральных удобрений. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке(англ. hopper, буквально— прыгун, от англ. hop — прыгать, подпрыгивать).

ЦВ - это департамент вагонного хозяйства ОАО «РЖД».

Цистерны - это вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента.

ЦС - это цистерна - железнодорожный грузовой вагон, предназначенный для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, патоки и пр. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента.

Экипажная Часть Вагона - это обобщающий термин для обозначения рамы вагона, автосцепного устройства, тормозного оборудования, тележек и колесных пар.

Отзывы

Наши клиенты и партнёры